РАО Энергетические Системы Востока
Развивая энергетику – развиваем Дальний Восток
  • О компании
    • Структура компании
    • Корпоративное управление
    • Контакты
  • Акционерам и инвесторам
    • Собрание акционеров
    • Информация для акционеров
    • Раскрытие информации
    • Ценные бумаги
  • Новости
    • Новости
    • Новости в стране и мире
  • Закупки
    • Анонсирование закупок
    • Информация о закупках
    • Управление закупочной деятельностью
    • Архив
    • Сведения о договорах
    • Электронная торговая площадка
    • Контакты
Исторические периодыЗал славыКниги и фильмы
об энергетике
Музеи ДЗОАзбука
энергетики
Главная > Ветераны ВОВ
Перервенко Анатолий Дмитриевич
Ветеран Великой Отечественной войны / участник боевых действий
Приморский край
Приморские электрические сети

Родился в Приморском крае. Добровольцем в 1943 году ушел на фронт. Служил водителем автомобиля-радиостанции на базе огромного американского грузовика «Студебекер» в 73-й полку связи, который в составе 25 Дальневосточной армии базировался в Уссурийске в Северном военном городке.

В свои 15 лет участник Великой Отечественной войны Анатолий Дмитриевич Перервенко успел окончить курсы трактористов и водителей. Сейчас ему 88 лет, но он до сих пор самостоятельно водит свой любимый автомобиль.

- В дни войны я и мои друзья считали дни до своего 17-летия, чтобы отправиться на передовую, где, бок о бок с братьями и отцами с оружием в руках бить ненавистного врага,- вспоминает ветеран о годах своей юности.

Рвался на фронт

В военкомате патриотический настрой 15-летнего юноши приняли без энтузиазма. Напомнили о брони, о малом возрасте и о том, что кому-то и в тылу надо работать на благо фронта и позже направили подростка на городскую автобазу собирать из автохлама грузовики-полуторки для фронта.

В дни войны я и мои друзья считали дни до своего 17-летия, чтобы отправиться на передовую, где, бок о бок с братьями и отцами с оружием в руках бить ненавистного врага.

– Мне было 15, и я был самым старшим в нашей восстановительной бригаде. В моем подчинении были мальчишки 10-12 лет, которые больше всего на свете мечтали шутить и баловаться, а не заниматься скучным ремонтом. За год буквально из ничего, почти в одиночку, я собрал для фронта 15 грузовиков и стал снова проситься на фронт. Во время сборки приходилось проявлять буквально фантастическую смекалку потому, что запчастей не хватало, и ждать их было не откуда. Многие детали приходилось делать вручную, – вспоминает свою работу в тылу Анатолий Перервенко. Он честно делал свою трудную работу, чем немало помог фронту.

Весной 1943 года Анатолию Перервенко, в свои неполные 16, наконец-то удалось уйти добровольцем в армию. Служить попал водителем автомобиля-радиостанции на базе огромного американского грузовика «Студебекер» в 73-й полк связи, который в составе 25 Дальневосточной армии базировался в Уссурийске в Северном военном городке.

Служить Анатолию поначалу было сложно, сплошная секретность, подозрительность, все друг за другом наблюдают, обо всем подозрительном начальству докладывают. Оказалось, что такая степень секретности и бдительности нужна, чтобы скрыть от возможных шпионов шифры связи, для того, чтобы сохранить в тайне содержание приказов командования и графики и направления передвижения Советских Войск на Дальнем Востоке.

– У нас при себе постоянно было табельное оружие и двойной комплект боеприпасов, на случай провокаций радиостанция была заминирована и при первой же угрозе ее захвата мы были готовы уничтожить взрывом и радиостанцию, и шифры, – вспоминает Анатолий Перервенко.

Пока Анатолий Перервенко с товарищами обеспечивал надежную связь, его однополчане тайно тянули к границе линии связи, которые в августе 1945 года помогли Советским войскам быстро и слажено перейти границу с Манчжурией.

Анатолий уже после Второй Мировой войны понял, что именно через охраняемую и обслуживаемую им радиостанцию были переданы самые важные приказы о начале наступления на Манчжурию и согласие Ставки верховного главнокомандования на капитуляцию японских войск в Манчжурии, – с гордостью говорит о своей причастности к общей победе фронтовик Анатолий Перервенко.

А августе 45-го вместе с передовыми частями переходили границу и радисты. В районе Дунина колонна связи напоролась на японский укрепрайон, который упорно сопротивлялся несколько дней подряд, до тех пор, пока бомбардировщики с Воздвиженской авиабазы, что под Уссурийском, не пробили мощные бетонные перекрытия крепостей, а с ними вместе «убили» во враге желание сопротивляться.

- К нам на подмогу с Запада пришли победители, солдаты из подразделений, подчинявшиеся ранее маршалам Победы Жукову и Рокоссовскому. Эти люди в прошлом брали Европейские столицы и Берлин, а необстрелянных японцев и вовсе громили с легкостью и поразительной скоростью. Благодаря участию этих людей, война продлилась всего месяц, – считает Анатолий Перервенко.

В декабре 1945 года Анатолий Перервенко в составе своего подразделения вернулся в Уссурийск, где и прослужил до демобилизации в 1951 году.

За время службы несколько раз участвовал в гарнизонных военных парадах в Уссурийске, которые в ту пору принимал лично командующий 25-й армией маршал Победы Родион Малиновский, который позже стал Министром Обороны СССР.

  • Анатолий уже после Второй Мировой войны понял, что именно через охраняемую и обслуживаемую им радиостанцию были переданы самые важные приказы.

Дом, милый дом!

После демобилизации Анатолий вернулся в родной автобусный гараж на автобазу в Сучан, откуда вскоре перешел водителем в геологоразведку. Перейдя на работу во второй район Южных электрических сетей «Дальэнерго», вчерашний солдат переквалифицировался в строителя и стал ускоренными темпами строить высоковольтные линии, что дало толчок развитию промышленности и транспорту.

В то время Анатолий Перервенко встретил свою будущую супругу Марию, с которой прожили 57 лет.

На родном предприятии ЮЭС ОАО «Дальэнерго» машинистом - шофером Анатолий Дмитриевич проработал 47 лет. За эти годы успел поработать на нескольких десятках типов автомобилей, начиная от допотопной полуторки и газогенераторной машины на дровах до современных на то время автомобилях ГАЗ и их иностранных аналогах, включая ленд-лизовские американские, английские и трофейные японские и немецкие.

Весной 1943 года Анатолию Перервенко, в свои неполные 16, наконец-то удалось уйти добровольцем в армию.

Бодр духом, щедр душой

В свои 88 Анатолий Дмитриевич по сей день за рулем верного «Москивча-412», которому в следующем году стукнет 40 лет. На автомашине до сих пор стоят родные детали, и он на ходу, благодаря тщательному уходу хозяина.

Анатолий Дмитриевич сам готовит, стирает, убирает, ездит на машине за продуктами в магазин. Чистота в квартире идеальная!

По хозяйству, правда, уже 20 лет помогает соседка Татьяна Афанасьевна Хомченко с детьми Екатериной и Евгением и супругом. За 20 лет семьи так сдружились, что стали родными и поддерживают друг друга в трудностях и радостях. Своих детей у супругов Перервенко не было.

Дедушка Толя, как зовут его соседи, живо интересуется прессой. В комплект к местной газете, которую выписывает и читает уже более полувека, входят «АиФ», «Российская газета» и «Утро России». – Газеты мне нужны как воздух потому, что из них я узнаю новости и справочную информацию черпаю, – говорит Анатолий Перервенко.

В 2014 году, когда пожар уничтожил сарай во дворе, Анатолий Дмитриевич собственноручно возвел новый. До сих пор работает на огороде, где все у деда Анатолия, как он сам говорит: « Цветет и родит!».

Служил и работал Анатолий Перервенко честно, о чем говорят пачки приветственных адресов и грамот, медали на груди и толстый вкладыш о поощрениях в трудовую книжку. А главная похвала и мерило успеха, людская молва, которая о скромном и надежном человеке Анатолии Перервенко сказала десятки, сотни, тысячи добрых справедливых слов, за многие дела, главным среди которых стоят защита Родины и труд на ее благо!

Награды:

  • медаль "За победу над Японией"
  • медаль "Юбилейные медали ВОВ"   
  • медаль "Ветеран труда"   
Антон Сухарь
Мельник
Тимофей Иванович
Седин
Валерий Федорович
Офисы компании
Москва
ул. Образцова, д. 21, стр. А.
Телефон: +7 (495) 287-67-03,
Факс: +7 (495) 287-67-02
Посмотреть на карте
Хабаровск
ул. Ленинградская, д. 46.
Телефон: +7 (4212) 26-44-03,
Эл.почта: rao-esv@rao-esv.ru
Посмотреть на карте
Владивосток
ул. Западная, д. 29.
Телефон: +7 (4232) 65-79-39,
Посмотреть на карте
О компании
  • Структура компании
  • Корпоративное управление
  • Контакты
Акционерам и инвесторам
  • Собрание акционеров
  • Информация для акционеров
  • Раскрытие информации
  • Ценные бумаги
Новости
  • Новости
  • Новости в стране и мире
Закупки
  • Анонсирование закупок
  • Информация о закупках
  • Управление закупочной деятельностью
  • Архив
  • Сведения о договорах
  • Электронная торговая площадка
  • Контакты
© «ОАО РАО ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСТОКА» РАО ЭС Востока в социальных сетях: